Иногда приходится сталкиваться с автолюбителями, у которых в гаражах в укромных (а порой и не очень) местах стоят целые штабеля из канистр с бензином, купленным «про запас». Таких людей просто жалко: неинформированность сыграла с ними злую шутку и деньги на покупку топлива впрок они потратили впустую.
Дело в том, что автомобильный бензин (особенно марок с большим октановым числом) имеет весьма ограниченный срок годности. Дело в том, что бензин — это не простое химическое соединение, а смесь многих достаточно сложных углеводородов и веществ-присадок. Поэтому при длительном хранении бензин неизбежно будет терять свои потребительские качества, поскольку при длительном хранении эти углеводороды будут соприкасаться с кислородом и окисливаться, превращаясь в смолы. А такая присадка, как бромистый этил будет улетучиваться — а без нее оксиды свинца не будут разлагаться при сгорании и начнут образовывать нагар на стенках цилиндров.
Уменьшается при длительном хранении и октановое число бензина — даже на нефтебазах оно за год хранения уменьшается на 2-3 единицы, а уж в гараже, да в канистре… В общем, не надо обольщаться тем, что ГОСТ определяет допустимый срок хранения бензина в 5 лет. За это время Аи95 вполне может превратиться в А80 со всеми вытекающими из этого последствиями: бензопилу иди газонокосилку им заправить еще можно будет, но в бензобак двигателя его лучше уже заливать не пробовать.
Так что если бензин и хранить — то никак не больше года, в герметических металлических канистрах (стальных или алюминиевых) и в достаточно прохладном помещении.
В нашем климате бензин может храниться в плотно закрытых канистрах без существенной потери качества до 12 месяцев, а в баке автомобиля — не более 6 месяцев. Для северных регионов сроки увеличиваются в 1,5–2 раза, а для южных — сокращаются вдвое.
Однако есть еще проблема: даже на заводах и базах хранения, где все условия соблюдены, бензин всё равно будет терять в качестве. Поэтому перед его отправкой на АЗС, топливные компании разбавляют «старый» (то есть хранившийся больше 3-х месяцев) бензин «свежим» или заново добавляют присадки.
Как же определить «свежесть» бензина на практике? Тут рецепт только один — внимательно прислушиваться к своему «стальному коню». Для этого заправьте автомобиль, когда в бензобаке остается немного топлива — литров 5-6 — и, залив в бак литров 20, наберите скорость в 50 км в час и двигайтесь в таком «тестовом режиме». При этом обязательно отмерьте, на какое количество километров хватит залитого бензина — если расход топлива вырос, значит бензин «состарился».
Кроме того, одним из симптомов снижения октанового числа будет неустойчивая работа мотора и звенящие металлические стуки. Водители про них обычно говорят: «пальцы стучат». И если уж бензин оказался «старым», то нужно принять меры — добавить в долго хранившийся бензин присадки, повышающие его октановое число.
Но лучше всего просто не экономить на мелочах, а заправляться на заправках тех компаний, которые имеют собственные мощности по производству бензина — там топливо почти наверняка будет «свежим».