Бензин, как известно, вещество сильно горючее — следовательно, и автозаправочные станции будут объектами повышеннолй пожарной опасности. Причем не просто повышенной — последствия пожара на АЗС будут отличаться прежде всего по масштабам своих последствий. Они могут быть такими, что попадут в сводки федеральных новостей — как то случилось 18 марта 2016 года в Кизляре, когда в результате пожара на автозаправке пострадали около 30 человек, а один из районов самого города на несколько суток остался без электричества.
Между тем, подобных происшествий на АЗС вполне можно избежать, если водители и владельцы АЗС будут строго следовать правилам пожарной безопасности, которые в сущности, достаточно просты. Позволим себе напомнить основные из них. Итак, чего нельзя делать автомобилистам:
- заправлять автомобили и мотоциклы с работающим двигателем
- запускать мотор до того, как будут ликвидированы последствия пролива топлива
- заправлять автобусы и др. транспортные средства с пассажирами внутри
- заправляться во время грозы
- курить на заправке вне специально отведенных для этого мест
- стоя в очереди на заправку сближаться своими автомобилями более, чем на 1 метр
Правила эти достаточно просты и, казалось бы, самоочевидны, но — увы! По данным МЧС именно их нарушение становится причиной пожаров на АЗС в почти половине случаев.
Впрочем, другая их половина остается на совести владельцев автозаправок, тоже нарушающих достаточно простые запреты, а именно:
- не допускать наполнения емкостей для хранения бензина и дизельного топлива более, чем на 95%
- не производить их заполнение во время грозы или без заземления объектов.
- не допускать нарушения герметичности этих емкостей
- не допускать въезд на территорию АЗС тракторов, не оборудованных искрогасителями
- не допускать проведение персоналом каких-либо ремонтных работ в одежде, пропитанной топливом или обуви, допускающей возможность возникновения искр (например — в костюмах из синтетических тканей, в ботинках с металлическими набойками и т.д.)
- не позволять проводить на АЗС какие-либо работы, не связанные прямол с ремонтом здания самой АЗС или ее технологического оборудования.
- заправлять транспортные средства, груженного грузом 1-9 класса опасности (сжиженные и сжатые газы, взрывчатые вещества, легковоспламеняющиеся и ядовитые материалы)
Правила эти тоже не сложны, но, тем не менее, именно их нарушения вызывают пожары на АЗС. Так, например, в том самом, уже упомянутом пожаре на АЗС в Кизляре, возгорание произошло из-за того, что при перекачке сжиженного газа из автоцистерны в подземное хранилище, из-за накопившегося статического электричества проскочила искра между баком-хранилищем и струей топлива. Этой аварии можно было бы избежать, если бы автомобиль-газовоз был должным образом заземлен.
Отсюда вывод: соблюдение правил и норм пожарной безопасности на автозаправках – безусловная обязанность как для каждого водителя, так и для администрации станции.