Проблема эффективного использования альтернативного топлива для автомобилей актуальная уже не первое десятилетие. В качестве более экологически толерантных видов топлива используются электричество и газ, а также предлагаются разнообразные идеи и ведутся активные разработки, как заставить машину двигаться с помощью биодизеля на растительных маслах, кулинарных отходах и отходах жизнедеятельности человека, сжатом воздухе, солнечных батареях и жидком водороде. Однако большинство из этих проектов остается пока в лучшем случае на стадии исследования. Что касается России, то двумя наиболее популярными альтернативами бензину и дизелю являются электричество и газ.
Газомоторное топливо
Эта разновидность топлива привлекательна своей доступностью. Для ее использования нет необходимости конструировать какие-то специальные двигатели и создавать особую инфраструктуру. Для того чтобы ездить на газу бензиновый и дизельный двигатели требуют минимальной модернизации, которая доступна практически для любой модели. Однако производители не спешат проводить такие операции. Если же владелец авто модернизирует своего железного коня самостоятельно или в сервисе, не являющемся официальным дилером, он теряет заводскую гарантию. Среди доступных в нашей стране моделей автомобилей, использующих газомоторное топливо, следует выделить Volkswagen Passat/Passat Variant EcoFuel.
Существует два основных вида газомоторного топлива: пропан и метан. Во времена Советского Союза грузовики и автобусы ездили с помощью использования пропана, однако в наши дни предпочтение чаще отдается метану.
Электричество
Эта разновидность топлива является второй по популярности активно поддерживаемой альтернативой бензину и дизелю. Главными «козырями» электричества является абсолютная экологичность, то есть отсутствие каких-либо выбросов в атмосферу. Поэтому за производство таких автомобилей голосуют представители разнообразных организаций по защите природы.
Самой знаменитой моделью автомобиля, работающей на электричестве, стал проект под эгидой Михаила Прохорова, получивший название «Ё-мобиль». Было создано несколько экземпляров, однако серийное производство таких автомобилей так и не было начато, и по оценкам экспертов, невозможно. Тем не менее, в России можно приобрести электромобиль моделей Mitsubishi i-MIEV и E-Car GD04B.
Пока электромобили не получили массового распространения в силу высокой стоимости и отсутствия аккумуляторных батарей, способных противостоять традиционным для нашего климата морозам. Кроме того, поступление в массовое производство электромобилей потребует существенного увеличения выработки электроэнергии, необходимой для подзарядки аккумуляторов, а это, в свою очередь, потребует поиска альтернативных источников электроэнергии, поскольку сейчас она производится в основном тепловыми электростанциями, работающими на углеводородах и выбрасывающими в атмосферу невероятное количество вредных веществ.
Прогресс не стоит на месте, ведутся разработки разнообразных альтернативных видов автомобильного топлива. В частности, несколько лет назад активно говорили о водороде, как о перспективном проекте разработки. Этим занимался «АвтоВАЗ». Однако исследования были приостановлены в силу отсутствия необходимой инфраструктуры и высокой стоимости моделей-образцов. Итак, основной задачей современных инженеров является не поиск альтернативных источников топлива, а необходимость сделать работающие на них двигатели такими же надежными и доступными, как бензиновые и дизельные.