Воровство (или, как минимум, чрезмерное расходование) бензина и дизельного топлива — это, увы, такая реальность, с которой приходится считаться всем, кто занимается автоперевозками или просто эксплуатацией автопарков.
Соответсвенно, каждый руководитель автотранспортного предприятия заинтересован в том, чтобы освоить самые современные способы искоренения «утечек» топлива.
Что нужно знать, берясь за решение этой проблемы?
Прежде всего, что:
- надо по возможности исключить наличные деньги из сферы снабжения транспорта горючим.
- следует использовать технические достижения в сфере контроля расхода топлива
- нельзя пренебрегать принципом материальной заинтересованности работника (в данном случае — заинтересованности в честной работе).
Топливная карта – это наиболее доступная технология внедрения безналичных расчетов за топливо. Благодаря использованию топливных карт можно получать детальную информацию сразу по нескольким параметрам, а именно:
- Время заправки.
- Место получения топлива.
- Вид приобретенных ГСМ.
- Стоимость заправки.
- Размер полученной скидки.
Однако у топливных карт есть свои слабые места, а именно:
- Водитель может вступить в сговор с оператором АЗС: чек выдается на 250 литров, а в бак фактически заливается 150 литров. За якобы заправленные 100 л водитель получает наличными 40-45% от стоимости украденного таким путем топлива.
- Водитель может заправлять по своей карте чужую машину за наличные, предлагая желающим на АЗС заправиться по его карте дешевле.
- Водитель имеет возможность залить топливо в канистру мимо бака, чтобы потом продать
Как бороться с этими каналами утечек?
Прежде всего — используя технические новшества. Состоят они в том, что к терминалам «Глонасс» или «Тотал» подключаются топливные датчики, и анализ их показаний позволяет выявить все случаи заправок и показателит расходов.
По принципу работы топливные датчики делятся на датчики уровня, устанавливаемые в бак и измеряющие уровень топлива в баке, и датчики расхода, устанавливаемые внутрь топливного шланга и измеряющие мгновенный расход топлива.
Если эти показатели соотнести с данными расхода по топливной карте, то можно будет точно установить момент, во время которого произошло расхождение между количеством списанного с карты и попавшего в бак топлива. Кроме того, данные системы «Глонасс» позволят определить точный пробег автомобиля и не позволят «свести концы» в показателях расхода топлива, путем подкручивания спидометра.
Когда накопится достаточно данных о фактическом расходе топлива при эксплуатации автомобилей, можно будет использовать второй способ контроля — экономический.
Он будет стостоять в том, что водителю лимитируется по топливной карте только тот объем топлива, который соответствует фактически пройденному расстоянию, а недостачу водитель обязан выплачивать из своего кармана. В этом случае воровство топлива становится невыгодным, а контроль расхода топлива сводится к снятию показаний одометра.
Полностью избежать хищения ГСМ невозможно, но вполне реально минимизировать его потери, внедрив автоматизированный расчет. При грамотном его использовании он позволит вести жесткий учет и контроль за расходованием средств на приобретение топлива.