Эффективность производства бензина — чего нам ждать?

18.01.2017  |  Просмотров: 3348

Автор: Цетера



Сравнение эффективности производства бензина в России и за рубежом

Россия — одна из самых крупных нефтедобывающих стран в мире: в 2016 году среднесуточный объем добычи нефти в РФ составил 11,075 млн. баррелей (в Саудовской Аравии среднесуточная добыча была меньше почти на полмиллиона баррелей — 10, 67 млн. в сутки). Это исторический максимум в нефтедобыче в России - однако экспертов такой рекорд не очень радует. Причина столь скептического настроения — прежде всего низкий уровень переработки нефти, который наблюдается на российских НПЗ.

Уровень переработки нефти определяется отношением объёма переработанной нефти к объему полученных из нее нефтепродуктов. Если по объемам переработки нефти Россия занимает третье место в мире, то по глубине переработки и технической оснащенности нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) существенно отстает от мировых лидеров. В 2000 году этот показатель составил в среднем по России 67,4%, тогда как для американских НПЗ нормой считается 90% переработки. Другими словами — эффективность переработки нефти в конце ХХ века в США была в полтора раза выше, чем в России.

Однако надо заметить, что за последние 16 лет положение дел в сфере переработки нефти и производстве бензина все-таки изменилось в лучшую для нас сторону. После принятия в 2011 году технического регламента о введении европейских экологических стандартов на производство моторного топлива между четырьмя крупнейшими нефтяными компаниями, Ростехнадзором и Росстандартом были заключены договоры, по которым нефтяники обязались перейти на производство более качественных нефтепродуктов. Выполнение этих соглашений должно привести к сокращению производства мазута и увеличение доли высокооктановых бензинов и дизельного топлива. Однако планы-планами, а глубина переработки нефти и выход светлых нефтепродуктов за последнее время так и не претерпели существенных изменений. Объясняется это тем, что основная часть проектов, реализуемых сегодня ВИНК, все еще направлена на «облагораживание» уже производящихся сортов бензина, тогда как ввод крупных установок, способных повысить уровень выхода качественных дизельных и бензиновых фракций, должен был начаться только с 2015 года. Но... не начался. Тем не менее, сдвиги в «большой нефтяной тройке» все-таки есть — и выглядят они примерно так:

Роснефть

Модернизация Туапсинского НПЗ (а фактически строительство нового НПЗ без остановки действующего производства) позволит нарастить объемы переработки нефти с 4,5 млн до 12 млн тонн в год и увеличить глубину переработки с 54% до 98,5%. На Комсомольском НПЗ объем переработки нефтик 2017 году должен будет вырасти с 7,5 млн до 9,3 млн тонн, а глубина переработки увеличится с 62,7% до 95%. 

Лукойл

В настоящее время на НПЗ «Лукойла» глубина переработки нефти составляет 76,7%, что выше, чем в среднем по России. А к 2021 году, согласно планам компании, глубина переработки нефти на ее российских НПЗ достигнет почти 95%. К настоящему времени на Пермском НПЗ за счет постепенной модернизации глубина переработки нефти уже доведена до 93%. С 2012 года на заводе ведется строительство комплекса по переработке нефтяных остатков. Его ввод в эксплуатацию в 2015 году позволит полностью прекратить производство товарного топочного мазута, увеличить производство ДТ и увеличить глубину переработки нефти до рекордного для России уровня – 98%.

«Газпром нефть»

К основным нефтеперерабатывающим активам компании принадлежат Омский, Московский НПЗ, а также часть мощностей в «Ярославнефтеоргсинтезе». В 2013 году на Омском НПЗ был завершен первый этап модернизации, в результате чего за 6 лет объем переработки нефти увеличился с 16,3 млн до 20,9 млн тонн, глубина переработки выросла с 84% до 88,8%. К 2020 году, согласно планам модернизации НПЗ «Газпром нефти», глубина переработки на ее заводах увеличится с 80% до 94%, выход светлых нефтепродуктов возрастет с 61,9% до 80,6%.

Реализуются ли эти планы в полной мере — пока неизвестно, но один факт отметить уже можно: в первом полугодии 2014 года (то есть до введения санкций) рост экспорта из России высококачественного дизельного топлива, привел к избытку его предложения на европейском рынке. Из-за этого европейские НПЗ вынуждены сокращать собственное производство или даже закрываться, что угрожает потерей рабочих мест в Европе.

Было ли это началом новой тенденции или случайным совпадением факторов — пока неясно, поскольку амбициозные планы «большой тройки» пока что так и остаются планами, а рост экспорта в 2016 году пришелся опять на сырую нефть.



К списку статей »

Посмотреть новости »

Архив статей

Правила пожарной безопасности на АЗС

18.01.2017  |  Просмотров: 2220

Как выбрать место для открытия АЗС

17.01.2017  |  Просмотров: 4221

Открыть свою АЗС, с чего начать

17.01.2017  |  Просмотров: 2476

Как работает автоматическая АЗС

17.01.2017  |  Просмотров: 6156