Автомобильное топливо — товар весьма специфический, поскольку он,
- во-первых, составляет изрядную часть расходов любой компании,
- во-вторых — потому что является «стандартным» продуктом и в принципе может быть перепродан одним потребителем другому
- в-третьих — потому, что постоянно покупается не только частными, но и юридическими лицами, предпочитающими безналичные расчеты.
Собственно, именно поэтому первоначально топливные карты появились (наряду с талонами на бензин) как средство, предназначенное для юридических лиц — причем по обе стороны бензоколонки. Владельцы сетей АЗС были заинтересованы в том, чтобы знать, в каких точках топлива продается больше всего, а автотранспортные предприятия — в минимизации наличных расчетов, возвращении 18% налога НДС и предотвращении махинаций с бензином со стороны шоферов.
Топливные карты позволяют решить все эти вопросы: на них при всякой заливке бензобака фиксируется максимум информации: кто, где, какой автомобиль, каким топливом и в каком количестве заправил. Те же данные с точностью до грамма и секунды, передаются и в «личный кабинет» держателя карты, где ее всегда может просмотреть владелец автопарка. И если бумажный чек с АЗС недобросовестный водитель может «потерять», то убрать информацию с карты — не сможет никак. Следовательно, зная намеченный маршрут автомобиля, всегда можно проследить, сколько раз и в каком объеме он был заправлен, и, соответственно, выяснить — добросовестно ли трудится тот или иной водитель.
Кроме этой основной функции контроля, современные топливные карты имеют и еще несколько существенных выгод — но уже для самих водителей: по ним сети АЗС могут предоставлять скидки на топливо, начислять бонусные баллы и проводить различные программы лояльности для своих клиентов.
Однако выбирая ту или иную топливную карту, надо еще иметь в виду особенности процессинга, который будет связан с их использованием.
Дело в том, что на сегодняшний день существует два вида процессинга топливных карт — онлайн и оффлайн.
В чем разница между ними?
Топливные оффлайн-карты имеют в своем составе несколько топливных кошельков (по количеству видов ГСМ) и один денежный. Вся информация о расходовании литров и рублей записывается на саму карту, что позволяет отслеживать актуальную информацию по карте на любых АЗС, даже не связанных между собой (и сервером) каналами связи.
Топливная онлайн-карта — это платежный инструмент, который являются идентификатором учетной записи на сервере компании. Такие карты позволяют осуществлять покупку ГСМ и услуг, используя ту информацию о денежных средствах, которая хранится на сервере транспортной компании. Такая информация будет актуальна в любое время и в любом месте — при наличии надежных каналов интернет-связи, разумеется.
В общем же, достоинства и недостатки видов процессинга можно свести в табличку.
Таким образом, выбирая вид процессинга по топливным картам надо учитывать и то, насколько обеспечены надежным доступом к интернету те АЗС, на которых обычно заправляются их водители. Там где интернет-связь надежна и есть всегда — там имеет смысл предпочесть онлайн вариант, а там, где с интернетом проблемы — там лучше положиться на старый добрый оффлайн.