Прежде всего — что такое контрафактный бензин, откуда он берется и чем опасен?
Оттуда же, откуда и весь остальной — с нефтеперерабатывающих заводов. Просто особо хитрые владельцы АЗС покупают на нефтеперерабатывающих предприятиях не только «настоящий» бензин, но и так называемый «прямогонный», который получают при первичной перегонке нефти. Такой бензин не предназначен для заправки современных автомобилей — он используются в качестве сырья в химической промышленности.
Но… если прямогонный бензин смешать с кондиционным, то можно увеличить объем «товарного» топлива и получить дополнительную прибыль.
Октановое число такого бензина будет заведомо меньше, чем требуют современные автомобильные двигатели, но «предприимчивые» торговцы решают и эту проблему — они «увеличивают» октановое число бензина с помощью антидетонационных присадок, среди которых наиболее «популярными» являются ферроцены.
Если в бензине их концентрация будет больше допустимого по ГОСТу уровня, то езда на таком топливе быстро приведет к образованию на свечах зажигания характерно красного нагара. Это вещество отличается тем, что проводит электрический ток. Свеча с таким нагаром, соответственно, быстро выходит из строя — буквально через 3-5 тысяч километров пробега.
Следовательно один из способов распознавания контрафактного бензина — это периодическая проверка свечей. Если Вы более-менее постоянно заправляетесь на одной и той же заправке, то красный нагар на свечах даст вам понять, что пора переместиться на другую АЗС.
Кроме того, контрафактный бензин дает нехарактерный для исправного двигателя черный дым в выхлопе, а сам двигатель начинает «стучать», «чихать» и теряет мощность. Внимание к поведению двигателя — надежный способ определения недоброкачественного бензина, но… двигатель тоже нужно пожалеть.
Тем более, что есть еще несколько способов проверки качества бензина «на лету». А именно:
На цвет
Качественный бензин должен быть прозрачным с еле заметным чуть желтоватым оттенком. Если налитый в обычный стакан бензин дает явно заметный желтый оттенок — это контрафакт. А если бензин не столь явно желтый, а лишь чуть-чуть? Тогда стоит капнуть несколько капель бензина на лист плотной белой бумаги и подождать, пока он высохнет. Если бумага осталась такой же белой, то все в порядке. Если на месте высохшего бензина осталось желтое пятно — то не очень.
На ощупь
Если плотной белой бумаги под рукой нет, то можно использовать саму руку — то есть капнуть те же несколько капель бензина к себе на ладонь. Чистый бензин после испарения кожу подсушит, а разбавленный — оставит жирный след.
На запах
Чистый бензин имеет свой характерный запах, знакомый всем автомобилистам. Но контрафактные присадки вызывают совсем иные букеты. Например, в «левом» бензине можно учуять запахи нафталина, сероводорода (тухлых яиц), ацетона, меркоптановой серы (резкий запах газа).
На плотность
Подозрения в недоброкачественности бензина можно более надежно проверить, используя и такой нехитрый прибор, как измеритель плотности — денсиметр. Он имеется почти в каждом гараже, поскольку необходим для определения плотности электролита в аккумуляторах.
Так вот: по ГОСТу бензин должен иметь плотность в 730-760 граммов на литр. Если удельный вес бензина оказывается менее 720 граммов на литр или выше 770, то перед нами опять-таки контрафакт.
Ну и наконец — показателем недоброкачественности бензина может быть еще и сам внешний вид и внутренний интерьер автозаправочной станции.
На каждой АЗС должен быть «уголок потребителя» (такова норма закона), в котором должна быть информация о лаборатории, проверяющей качество топлива, телефоны горячей линии и реквизиты владельца заправки. Если подобных данных в уголке потребителя нет, то надо насторожиться…