Вряд ли в России есть такой наивный руководитель, который полагает, что его водители – кристально честные люди и никогда не воруют казенное топливо. Реальность, увы, такова, что мошенничество в сфере оборота горюче-смазочных материалов столь велико, что простому обывателю и представить его сложно.
Способов воровства топлива в компании превеликое множество, и порой бороться с этим бесполезно. Однако, опишем наиболее популярные из них.
«Слил и забыл»
Классический способ воровства топлива, простейший до безобразия. Когда норма расхода топлива завышена, в баке неизменно остаются его остатки. Они-то и сливаются при помощи обычного шланга в канистру, а потом и реализуются друзьям и знакомым по весьма привлекательной цене. Собственно, личный автомобиль тоже заправить нужно.
«Лишнего чека не найдется?»
Тоже старо, как мир. Водители, промышляющие этим способом, всегда найдут место, где по сходной цене можно купить не бензин и солярку, а чеки на них в нужном количестве и на нужную сумму. Реальный же расход совсем иной. А разница – себе в карман. Остается просто «отчитаться» перед бухгалтерией. Вот, мол, потратил все до копейки и даже больше, не забыть пожаловаться на плохие дороги, перегруженное авто, постоянные пробки, встречный ветер, в конце концов. Да мало ли еще что.
«Поехали налево»
Собственно топливо непосредственно не воруется. Просто в счет выделенного компанией топлива шофер не только выполняет задачу фирмы, но и решает несколько других личных вопросов, или вопросов за «дополнительную плату», мол, компания не обеднеет, а мне крутиться надо. А в отчете потом можно и подправить…
«Что-то счетчик барахлит…»
Бороться с одномерами или так называемыми счетчиками моточасов умеет даже самый ленивый водитель. Способов подкрутить превеликое множество. Начиная от подсоединения спецоборудования и установки нужного значения, и заканчивая обычным пакетом из под семечек, главное, чтобы он фольгированный был. А когда цифры указаны нужные – остаточек можно слить и продать.
Руководители борются с мошенниками разными методами. Основным способом борьбы с воровством топлива в компании является системы тотального контроля за передвижением автомобиля, заправкой топлива, остановками в пути следования, временем этих остановок. Все эти программы стоят недешево и предполагают установку на каждый автомобиль специальных датчиков слежения, которые через спутник передают данные в офис компании. А в офисе стоит соответствующий приемник и специальное программное обеспечение. Иногда достаточно сложное, что для его обслуживания приходится нанимать отдельного сотрудника и платить ему зарплату.
Самое печальное, что даже эти способы не гарантирует полной защиты от воровства со стороны водителей. Как говориться, голь на выдумки хитра. Ключевое слово в пословице – голь. Если Вы станете платить своим работникам достаточно и они будут дорожить своим рабочим место, то воровство вскоре иссякнет само собой.
Еще один весьма надежный способ – пользоваться топливными картами процессинговых центров. Заключив договор с такой организацией, Вы не только будете покупать бензин по привлекательной цене, пользуясь всевозможными бонусами. Но и сможете контролировать водителей. Так как все заправки, их объем, их стоимость будут видны у Вас в личном кабинете на сайте.
Мошенничать при помощи топливной карты, утверждают некоторые, тоже можно. Но только вступив в сговор с оператором АЗС. Это маловероятно. Процессинговые центры, такие как «Премиум карт» работают только с надежными и проверенными партнерами. Те в свою очередь тщательно следят за работой своих операторов и оставляют у себя лишь честных. Зарплата у оператора приличная, и вряд ли он станет рисковать своим местом ради мимолетной выгоды криминального характера. Ведь ответственность за воровство никто не отменял.