Автозаправочные станции – они из самых посещаемых общественных мест. Ежедневно тысячи водителей заезжают на каждую пополнить запасы бензина, купить масло, да и просто перекусить в дороге. Не стоит забывать, однако, что столь популярное место относится к категории мест повышенной опасности. Поэтому контролирующие органы столь требовательны к процессу организации реализации нефтепродуктов.
Чтобы начать работать, владелец автозаправки должен подготовить массу документов. Некоторые из них хранятся в офисах компании. Но ряд бумаг должен быть непосредственно на автозаправочной станции.
Список документов, которые должны быть на каждой АЗС впечатляет. Он несколько отличается в зависимости от вида заправки. Так для передвижных АЗС, контейнерных заправок и блок-пунктов требований чуть меньше. Но в целом список очень схож.
К стационарным заправочным станциям требования жестче, потому как расположены они чаще всего в черте города или поблизости, где очень высокое сосредоточенье транспортных средств и людей.
Остальные виды АЗС расположены вдоль автотрасс. Концентрация транспорта там меньше. Но это отнюдь не значит, что требования к мерам безопасности на них ниже.Законодатель установил обязательный список документов на АЗС, который условно можно разделить следующим образом.
1. Документы на саму станцию, ее оборудование, право собственности
Сюда относятся все организационно-правовые бумаги и разрешения и всевозможные технические паспорта и допуски. Деятельность на АЗС без них не возможна в принципе. Это такие бумаги как:
- паспорт АЗС с ее электрической и технологической схемами, а также со схемами молниезащиты и заземления;
- формуляры и техническое описание на топливные и маслораздаточные колонки;
- паспорта и градуировочные таблицы на резервуары.
Работать заправка обязана в соответствии с правилами ее технической эксплуатации. Строго следует исполнять и требования с инструкций по технике безопасности и пожарной безопасности. А следование инструкции по эксплуатации очистных сооружений поможет сохранить экологию планеты. Из этой же сферы и инструкция по сбору отработанных нефтепродуктов, если на заправке осуществляется их сбор.
Понятно, что владелец бизнеса должен получить соответствующую лицензию и зарегистрировать свое дело.
2 Документы, связанные с реализацией
К ним относятся всевозможные инструкции о порядке учета талонов на нефтепродукты и отпуска нефтепродуктов по талонам, а также образцы этих талонов. В последнее время на смену талонам все активнее приходят топливные карты как сами производителей ГСМ, так и ряда процессинговых центров, таких как «Премиум Карт». Их использование экономит и время и деньги владельца карты, а также приносит ряд преимуществ для самих АЗС. Понятно, что оператор должен уметь обращаться с этим платежным средством.
На видном месте должны быть размещены прейскуранты розничных цен на ГСМ, и паспорта качества на каждый вид топлива, а также перечень услуг, оказываемых владельцам транспортных средств. Не стоит забывать о сертификатах на другие сопутствующие товары. На информационном стенде можно также узнать график работы заправки, имена и фамилии операторов и руководства, ответственного за пожарную безопасность, охрану труда. Ну и конечно же любимая всеми книга жалоб и предложений.
3. Журналы и бумаги, регламентирующие порядок работы оператора.
Оператор АЗС – должность очень ответственная. Знать и уметь он должен многое. Потому как от его действий зависит не только качество обслуживание клиентов, но и их жизнь, в случае не соблюдения установленных своих обязанностей.
В своей работе операторы АЗС, помимо должностной инструкции, руководствуются рядом инструкций по работе с аппаратурой отпуска нефтепродуктов. Инструкции указывают, как реализовывать топливо в зависимости от способа оплаты за него. Расфасованные нефтепродукты, автозапчасти оператор записывает в книгу по учету движения расфасованных нефтепродуктов, запасных частей к автомобилям.
Операторы расписываются в специальном журнале за технику безопасности и за охрану труда. При передаче смены коллеге, отражают это в книге приема и сдачи дежурств.
Поступление нефтепродуктов, учет ремонта оборудования, расход электроэнергии, заявки на завоз топлива, учет оборудования, инвентаря и имущества отражаются в соответствующих журналах. Поверки средств измерения отражены в графике, а оснащенность автозаправочной станции средствами измерения перечислена в табеле.
Посещения и осмотр АЗС контролирующими органами в специальном журнале.
Кроме всего названного у оператора должна быть под рукой информация о плане и порядке действия при возникновении ЧП.
4. Правила для посетителей
Как вести себя на заправке, следует знать назубок. Конечно, никто не заставит посетителя рассказывать правила наизусть. Но исполнение некоторых поможет Вам не просто заправить автомобиль с комфортом, но и спасти Вашу жизнь. Вряд ли кто-то в здравом уме станет курить на АЗС или баловаться с другими огненными предметами. Это очевидно. Тем не менее, все эти правила собраны в специальные документы, обязательные к прочтению и исполнению.
К этим документам относятся правила поведения водителей при заправке автотранспорта и правилах поведения при нахождении на территории АЗС, правила, регламентирующие очередность обслуживания автотранспорта, схема проезда по территории станции.
Вся информация должна быть предоставлена на русском языке в хорошо различимом и читаемом виде.
Несмотря на столь внушительный список документов, качество обслуживания на станциях, ровно, как и качество реализуемого топлива оставляют желать лучшего. Водители часто жалуются на поломку авто из-за разбавленного бензина, пишут жалобы и на низкого уровня сервис на АЗС.
Проверяющих и контролирующих органов над деятельностью станций немало. Это и Росстандарт, и Роспотребнадзор, и ФАС, и налоговая, и прокуратура, если понадобиться. Но плановые проверки Росстандарт проводит не чаще одного раза в три года. Причем проверять компанию, зарегистрированную менее года назад нельзя в принципе. Этим пользуются некоторые недобросовестные владельцы АЗС. Они просто перерегистрируют свой бизнес на другое лицо, и годовой срок «непроверки» начинается вновь.
Представители контролирующих органов помимо документов, которые должны быть на заправке, проверяют класс топлива, полноту данных, отраженных в чеке. Могут проверить наличие мерника на заправки и его. Паспортам качества топлива и соответствию им топлива в резервуарах уделяется особое внимание. В случае выявления подделки этого документа к делу подключается прокуратура.
Но проблема в том, что, о плановой проверке контролеры обязаны сообщать заранее. Руководство к моменту проверки заправки готовится основательно. Приводят в порядок не только документы, которые должны быть на заправке, но и устраняют все остальные недочеты. А кое-кто и контрафактный бензин скрывает. Это на нет сводит саму суть контроля и дает возможность не чистым на руку игрокам на рынке топлива работать по серым схемам. Это влечет не только проблемы с качеством топлива, но и миллиардные недостачи налогов в бюджет страны. А проверять внепланово автозаправочные станции можно только с разрешения Генеральной прокуратуры. Если учесть что в России всего около 22 тысяч АЗС, а за год планово можно проверить лишь одну тысячу, можно представить себе масштабы нарушений на АЗС. Собственно в 2015 году по поручению главы государства проводилась массовая проверка топливного рынка страны. Она выявила, что нарушения закона есть на каждой пятой АЗС.
Внеплановые проверки могут быть организованы по жалобам граждан. Но таких жалоб должно быт не две и не три. Иначе в проверке могут отказать в связи с малозначительностью преступления. Так часто поступают в регионах. В том числе и потому, что до конца не понимают, что делать с жалобой и как провести проверку. Особенно если учесть, что сертифицированных лабораторий на периферии крайне мало. А слать топливо в область и ждать потом результатов экспертизы и долго и дорого.
Поэтому ряд государственных организаций предлагают либо сделать такие проверки чаще, либо создать специальные проверочные комиссии, у которых будут права внеплановых проверок заправок. При таком подходе, уверены чиновники, удастся проследить за выполнением всех требований закона.
Предлагается также пойти по пути ужесточения наказания для тех владельцев заправок, которые уже попадали в поле зрения прокуратуры и не раз обманывали потребителя. Речь идет и об увеличении суммы штрафов, и о приостановке деятельности автозаправочной станции.
Но есть и другая сторона медали. Некоторые компании, торгующие ГСМ утверждают, что добросовестному продавцу не выжить в условиях высокой конкуренции в этой отрасли. Это происходит потому, что нечестные игроки из-за махинации с качеством топлива реализуют его дешевле. Покупатель чаще голосует рублем за дешевый бензин.
Второй аспект, на который ссылаются бизнесмены, высокая бюрократизация госаппарата. Они утверждают, что из-за бюрократических проволочек решать некоторые вопросы становится невозможным. В качестве примера владельцы АЗС приводят ситуацию с сертификацией и проверкой работы топливных колонок. Некоторые готовы установить новое зарубежное оборудование на свои заправки, но процесс их сертификации столь трудоемок и затратен, причем, без гарантии завершения процедуры сертификации, что связываться с этим как минимум не рентабельно. Недолив в старых топливораздаточных пистолетах может быть и небольшим, грамм 100-300 примерно. Но в совокупности набегает приличный объем. А получать сертификат поверки оборудования хлопотно, потому как часто чтобы доказать свои права законным путем нужно пройти не только через аппарат чиновников, но и потом обжаловать их действия через прокуратуру и суд. Многие отказываются от столь трудного пути и продолжают работать без сертификатов.
Они ссылаются на то, что сами следят за качеством топлива и точностью работы оборудования. Теоретически каждый уважающий себя производитель топлива и его реализатор должен самостоятельно мониторить качество топлива. И если крупные компании с этим более-менее справляются, то частники поменьше не готовы вкладывать средства в создание сложной и многоуровневой системы проверки. Поэтому работают на «авось».
Не исключение и инициация проверки с целью получения откатов. Мол, мы придем и точно что-то найдем…
Пока обе стороны не придут к взаимопониманию, страдать будет обычный водитель автомобиля. Ему придется покупать разбавленный бензин и платить за него приличные деньги. А потом еще и со своего кармана оплачивать ремонт машины. И тут никакой список документов, который должен быть номинально на заправке ситуацию не спасет.