Вопрос качества бензина и дизельного топлива — один из самых актуальных для сообщества российских автомобилистов. Многим приходилось слышать страшные истории о том, как некачественный бензин «убивал» двигатель за считанные десятки километров пути — и почти всем доводилось читать советы о том, как «на глазок» отличить качественное топливо от «не очень».
Ну а если оценивать качество бензина и дизельного топлива не на глазок, а как следует — причем быстро и в буквальном смысле слова «на колесах»? Такая возможность есть — это выездная лаборатория. В ней можно оценить не только оценить наличие непредусмотренных примесей в топливе, но и многие другие параметры, не доступные «на глаз» — например, октановое число для бензина и цетановое для дизельного топлива.
Однако разберемся с работой выездной лаборатории по пунктам. Итак:
Какое оборудование в ней имеется?
Это приборы для проведения анализов нефтепродуктов стандартными методами:
- АРНС -1 М — Определитель фракционного состава топлива
- КФК - 3 — Измеритель концентрация свинца
- АИСС — Измеритель массовой доли серы в топливе
- ТВЗ — Определитель температуры вспышки в закрытом тигле
- IROX – 2000 — анализатор содержания бензола, оксигенатов и олефинов в нефтепродуктах. Прибор также определяет октановое число, фракционный состав, давления насыщенных паров бензинов.
- Октанометр ПЭ-7300 для проведения экспресс-анализ октанового числа бензинов, цетанового числа дизтоплива вне лаборатории, непосредственно в месте отбора пробы.
- Мерник образцовый МР-20 для контроля объема мерников, находящихся в эксплуатации на АЗС и для проверки дозы отпуска нефтепродуктов через ТРК.
- Ареометры АНТ-1 в наборе для определения плотности всех видов нефтепродуктов.
Кто владеет такими лабораториями?
Те крупные нефтепереабатывающие компании, которые имеют собственные мощности по производству топлива и заправки для его реализации. Службы оперативного контроля качество бензина имеют все крупнейшие сети АЗС в России: Роснефть, Татнефть, Лукойл, Газпромнефть. Кроме того, передвижные лаборатории имеют в своем распоряжении органы Ростехнадзора, Роспотребнадзора и МЧС.
Как воспользоваться их услугами?
Написать заявление о продаже некачественного топлива на заправке такой-то из перечисленных органов или сразу в прокуратуру. Если заправка принадлежит одной из крупных сетей АЗС, то можно сообщить еще и в саму компанию. Крупные фирмы заинтересованы в поддержании своего реноме — и реагируют на такие сигналы даже оперативнее. В «Газпромнефти», например, есть даже специальная независимая компания - «Газпромнефть-Лаборатория», которая занимается только контролем качества топлива. У сотрудников ее лабораторий имеются полномочия вовсе прекращать продажу топлива на «своих» заправках в случае обнаружения отклонений.
Как происходит проверка?
Этап первый. Измерение плотности, для чего используются мерник и ареометр. Результат анализа плотности сравнивается с показателем, указанным в паспорте продукции.
Этап второй. Определение температуры воспламенения в закрытом тигле — характеристика, отображающая, насколько эффективно топливо противостоит воспламенению при сжатии в цилиндрах. Фактически этот показатель описывает детонационную стойкость бензина: чем она выше, тем меньше топливо склонно к детонации, тем выше качество бензина, как топлива.
Этап третий — выяснение посторонних примесей в продаваемом бензине. Тут выясняется что на АЗС могли добавить в топливо для увеличения октанового числа и откуда эти примеси прибыли. Знающие люди говорят, что по ним можно определить источник «разбодяживания» - и принять соответсвующие меры.
Благодаря системе оперативных и внезапных проверок, крупные автозаправочные сети смогли добиться улучшения качества продаваемого топлива — к своей выгоде и удовольствию автомобилистов.