Топливные карты — это пластиковые карты оплаты, использующиеся при покупке топлива на автозаправочных станциях. Впервые они появились в начале XX века в США и, как ни странно, стали прародителями наших современных банковских карт. Поэтому неудивительно, что их принцип работы практически совпадает.
В основном такие карты используются различными предприятиями и крупными фирмами, сотрудникам которых приходится часто покупать бензин для служебных транспортных средств. Фактически они выступают в роли виртуального банка топлива для компании. При этом не приходится выдавать водителям деньги или закупать огромное количество бензина у топливной компании и потом задаваться вопросом, где его хранить. Можно воспользоваться современными технологиями и проделать то же самое в электронном виде. Топливная карта — это виртуальный склад, на котором хранится всё выкупленное компанией сырьё. В любой момент можно «обналичить» его на ближайшей АЗС, принимающей карты вашего поставщика топлива. Из-за этого, кстати, лучше всего выбирать ту компанию, которая сотрудничает с множеством разных автозаправочных станций по всей стране.
На топливных картах, как и на обычных банковских, есть микрочип или магнитная полоса, при помощи которых можно считывать информацию об остатке купленного топлива или приближении к лимиту покупки. Эти параметры можно проверить в любой момент в специальном терминале, который выдаст чек об информации о счёте, или зайдя в личный кабинет на сайте топливной компании, услугами которой вы пользуетесь.
У таких карт есть собственные уникальные номера, а также на них может указываться имя владельца или название компании, которой принадлежит карта. Есть возможность указать на ней и государственный номер автомобиля, который имеет право заправляться при помощи неё.
Помимо карт, существуют и топливные талоны, устроенные несколько проще: на них указано количество бензина, которое можно по ним купить. После обмена талона на топливо он больше не используется и изымается у водителя.
Чаще всего топливные карты пользуются популярностью у коммерческих организаций. При помощи них удобно вести расход горючего на предприятии. Рассчитав, сколько топлива требуется автомобилю, скажем, в месяц, бухгалтерия выдаёт всем водителям компании топливные карты с установленным лимитом заправки. Превысить этот лимит сотрудник не может. Каждый раз, заправляя служебный автомобиль (или другое транспортное средство), он берёт чек для отчётности перед бухгалтерией. Таким образом, оборот топлива (и финансов) в компании становится более прозрачным и можно легко выяснить, на что тратятся деньги и сколько потребляется бензина.
Топливные карты имеют массу преимуществ. Главное из них, пожалуй, заключается в том, что можно купить сразу много бензина и пользоваться им, даже когда его стоимость повысится. К тому же, многие топливные компании предоставляют покупателям скидку за оптовую покупку бензина, благодаря чему общая цена сырья становится ещё ниже. Кроме того, можно запрограммировать, какое именно топливо имеет право покупать водитель, чтобы застраховать служебный транспорт от повреждений, вызванных использованием неправильного или некачественного бензина.