Работа автозаправочных станций была бы невозможна без перевозки бензина автотранспортом. Несомненным достоинством автомобильной перевозки бензина является то, что таким путем можно быстро доставлять относительно небольшое количество топлива на любую АЗС в удобное время. Однако перевозка такого топлива, как бензин — ответственное дело, требующее строгого соблюдения правил безопасности.
Бензин относится к нефтепродуктам 3-го класса опасности: он легко испаряется и столь же легко воспламеняется, его пары вредны для человека — следовательно, перевозить бензин можно только в плотно закрытых бочках или цистернах. Однако при этом заполнять емкости для его перевозки «под завязку» нельзя — при длительной транспортировке в жаркую погоду бензин нагревается и увеличивается в объеме — поэтому цистерны и баки не следует наполнять больше, чем на 90% от заявленной емкости. Кроме того бензин летуч — поэтому для его перевозки необходимы специальные автоцистерны, оснащенные воздушными клапанами, нижними сливными патрубками, системой контроля за давлением.
Кроме того, цистерны и баки для перевозки нефтепродуктов
- тщательно моют и сушат перед использованием, чтобы не допускать смешивания разных сортов топлива
- заземляют, чтобы избежать накопления статического электричества
- окрашивают в яркие (преимущественно оранжевые и красные цвета)
- обозначают табличкой с указанием сорта бензина
Помимо этого, внутреннее покрытие цистерны должно быть устойчиво к воздействию едких веществ и горячего водяного пара.
К собственно автомобилям-перевозчикам выдвигаются такие требования:
- Бензовозы должны соответствовать требованиям правил пожарной безопасности.
- Рабочее напряжение электрического оборудования в автомобилях-траспортировщиках не должно превышать 24 В.
- Сечение жил электропроводки должно быть «с запасом»
Правила перевозки бензина и дизельного топлива содержатся в параграфах ГОСТа 1510-84. Из них следует, что перевозка топлива 3-ей категории опасности объемом более 1000 л разрешается при наличии следующих документов:
- наличие разрешения на перевозку, оформленного по нормам соглашения о перевозке опасных грузов европейского образца (ДОПОГ).
- свидетельства, подтверждающего подготовку водителя к перевозке опасных грузов
- допуск транспортного средства
- путевой лист с указанием маршрута перевозки
Маршрут бензовоза должен быть проложен так, чтобы он как можно меньше проходил двигался по районам плотной жилой застройки, желательно также исключить проезд по автотрассам с особо интенсивным движением. Однако есть оговорка: эти суровые правила будут не актуальны, если транспортировку топлива производит его владелец, а объем перевозимого бензина не превышает 1000 литров. Если объем цистерны меньше — то многочисленные разрешающие документы не нужны.
Ну и, наконец, последний вопрос, волнующий автомобилистов — сколько литров топлива можно залить в отдельную канистру «про запас»? На это есть четкий ответ — 60 литров.
Этот объем определяется подпунктом «а» пункта 1.1.3.3 «Приложения А» к уже упоминавшемуся «Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ), согласно которому жидкое топливо может перевозиться и в индивидуальных легковых автомобилях в переносных в канистрах в количестве не более 60 литров на одну транспортную единицу. Если же бензина в канистрах в Вашем авто окажется больше, то штраф за такое превышение может составить от 1000 до 1500 рублей. по части 2 статьи 12. 21. 2 КОАП