Зачем контролировать посуточный пробег автомобиля? Ну, во-первых для того, чтобы знать насколько обоснован тот расход топлива, который этот автомобиль (и его водитель) выдает. Во-вторых — для того, чтобы знать, насколько добросовестно ведет себя водитель в течении дня (не стоит ли где-нибудь в укромном месте, чтобы не быть под конец рабочего дня посланным в очередной рейс). В-третьих — чтобы знать, как расходуется моторесурс машины и ее двигателя. Так как же можно узнать, сколько именно километров проехал автомобиль? Для этого есть несколько способов…
Способ первый — по показаниям спидометра.
Способ этот старый и, в общем, надежный. Показания спидометра записывались в путевых листах еще в советские времена — и это было оправданно… Но надежно подходило только к тем авто, которые ездили не очень далеко и к концу рабочего дня обязательно возвращались в гараж, так что времени на то, чтобы что-то подкрутить в спидометре у водителя просто не было. В наше время, когда авто-фурам приходится перевозить грузы за сотни (а то и тысячи) километров, находясь в пути по нескольку дней, этот метод уже не очень хорош — надо знать как именно машина накручивала свои километры не за рабочий день, а именно за сутки.
Способ второй — по GPS-трекеру.
Этот относительно недорогой приборчик (стоит 10 тысяч рублей) очень прост в установке — в нем используется магнитное крепление. Установить его на автомобиль в укромном месте так, что водитель о нем даже знать не будет, можно за считанные секунды. На компьютер в офисе надо еще установить программу-клиент — и тогда трекер будет показывать в режиме реального времени где сейчас машина находится и запоминать все маршруты.
К недостаткам этого способа можно отнести то, что каждый такой трекер рассчитан на один автомобиль, а пользование программой-клиентом требует внесения абонентской платы. Так что использовать такой способ можно как средство проверки отдельных водителей, но никак не всего автопарка (в котором могут быть десятки, а то и сотни машин).
Способ третий — то тахографу
Это, строго говоря, способ уже обязательный: 2 декабря 2015 года Минтранс России выпустил приказ №348, согласно которому срок обязательного оснащения цифровыми тахографами грузовиков и автобусов (транспортных средств категорий N2, N3, M2, M3) был перенесен на 1 июля 2016 года.
Сейчас в обороте имеются тахографы двух типов: ЕСТР и с СКЗИ. Первый предназначается для автомобилей, работающих на международных перевозках, второй – для машин колесящих только по дорогам России, но с устройством криптографической защиты данных. Карточки водителей для каждого из этих типов приборов разные, что порой создает для транспортных предприятий немалые проблемы: в случае болезни шофера с карточкой «международника» нельзя посадить во «внутренний» грузовик — и наоборот. Кроме того, установка тахографа — удовольстивие достаточно дорогое, обходится оно в 60 тыс. рублей.
Способ четвертый — по ПЛАТОНу и ГЛОНАССу
К этой системе уже подключены многие автобусы и грузовики. Тахограф фиксирует лишь скорость движения, а система ГЛОНАСС – еще и нарушения скоростного режима. То есть она засечет не только то, что с какой скоростью ехала машина, но и где именно это происходило.
Где пребывает грузовик, какую скорость набрал, сколько проехал за сутки, сколько потребил топлива — все эти данные поступают прямо с машины на специализированный сервер, к которому имеет доступ как руководство транспортной компании, так и государственные контролирующие органы.
Единственная функция, которая пока не реализована на основе системы ГЛОНАСС, – это контроль за режимом труда и отдыха водителя. Но эксперты уверены, что и для ее реализации нет особых технических проблем: была бы поставлена задача!